BLOGROLL

!!! - YES, WE CAN TELL THE TRUTH...

7 августа 2013 г.

Гримасы «донецкой» Фемиды: судьи Гончаров, Попревич, Ушенко и иже с ними

Согласно результатам соцопроса, проведенного фондом «Демократические инициативы» и Центром Разумкова в мае текущего года, в антирейтинге поддержки гражданами институтов власти украинские суды уступают пальму первенства лишь парламенту, оставляя позади себя даже правительство, милицию и прокуратуру. Сегодня отечественной Фемиде не доверяют 72% наших соотечественников.
Вездесущие «донецкие»
Симптоматично, что в условиях тотального судейского беспредела народ все чаще «незлым тихим словом» поминает так называемую школу донецкого правосудия. Ведь всем известно, что рыба гниет с головы, а подавляющее большинство руководящих постов в судах всех инстанций и юрисдикций занимают сейчас именно выходцы из Донбасса. Не секрет, что подобный скачок в карьерах большинства жрецов Фемиды стал возможным благодаря исключительным стараниям их земляка-главы государства и полностью подконтрольного ему Высшего совета юстиции.
Масштабы данной судейской миграции беспрецедентны для истории независимой Украины. Только за первые полтора года президентства Януковича его указами и решениями ВСЮ (в пределах конституционных полномочий обоих институтов власти) были назначены более 700 новых судей. Значительная часть из них были представителями Донецкой и Луганской областей. Настоящим венцом подобной кадровой политики стало избрание в июле текущего года главой Конституционного суда Вячеслава Овчаренко — человека, причастного, в бытность свою судьей городского суда Енакиево, кисчезновению документов о судимостях Януковича.
Попробуем составить обобщенный портрет «донецкого» судьи — дабы лучше понять всю полноту картины сегодняшнего украинского правосудия.
«ПроФФесионалы»
Начнем с того, что среднестатистический слуга Фемиды, выходец из Донбасса отличается исключительным непрофессионализмом и вообще наплевательским отношением к букве закона. Взять хотя бы недавно обнародованные СМИ данные о том, что 90% решений судов по уголовным делам в Донецкой области отменяются апелляционными судами либо возвращаются на повторное судебное рассмотрение.
Так, за первое полугодие 2013 года по апелляциям прокуратуры были отменены и изменены приговоры в отношении 613 человек, что составляет 91,2% от всех вердиктов. Суды выносили необоснованные постановления о возвращении дел на дополнительное расследование, которые в дальнейшем отменялись судами апелляционной инстанции, и дела направлялись на новое судебное рассмотрение. При этом, значительное количество дел, находившихся в производстве судов, более года не доходили до приговора из-за отмены решений судами высших инстанций. А ведь уголовный судебный процесс зачастую связан с арестом, и обвиняемым приходится все это время платить собственным здоровьем за ошибки судей, находясь в СИЗО. Хотя, в итоге суды практически не выносят оправдательных приговоров: их общее количество в Украине составляет менее одного процента.
Правозащитники объясняют такое положение дел несколькими причинами.
Во-первых, начиная с 2010 года из судов уволилась значительная часть ветеранов, а новички не идут ни в какое сравнение со своими предшественниками ни плане опыта, ни в плане желания стать настоящими профессионалами. Например, за осень 2010 года более сотни судей в судах разных уровней по разным причинам подали заявления об отставке. Абсолютный рекорд побил Донецкий областной апелляционный суд: было написано 26 заявлений об уходе.
Во-вторых, и новым, и старым судьям приходится приспосабливаться к реалиям нового уголовно-процессуального кодекса, что происходит слишком медленно и без какого-либо энтузиазма.
«Сегодня многие донецкие судьи вообще не знают нового УПК», — рассказала автору статьи известная донецкая правозащитница Наталья Кашкевич. «К примеру, — говорит она, — судья Владимир Ушенко по сегодняшний день свято уверен, что техническую запись судебного заседания нужно производить только по ходатайству участника судебного процесса, хотя по новым нормам она должна включаться в обязательном порядке. При этом он абсолютно не реагирует на замечания по этому поводу. И это председатель Калининского районного суда!».
Донецкая общественница считает, что именно такие судьи востребованы нынешней государственной системой. Пусть даже они дискредитируют власть своей деятельностью. Специалисты же, знающие свое дело, оказываются не у дел.
Судья Зубков и другие
Интересно, что к таким принципиальным профессионалам Кашкевич относит убитого киевского судью Зубкова. Немногие знают, что он был убит за три дня до запланированного Высшим советом юстиции рассмотрения вопроса о его увольнении за нарушение присяги. Но после трагической смерти Зубкова до обсуждения дело не дошло по этическим соображениям. За те десять лет, что Зубков работал судьей, он вел дела по двум самым конфликтным киевским строительствам и по обоим принял решения в пользу протестующих горожан. Так вот, по мнению правозащитницы, жалобы Павличенко во ВСЮ были лишь одним из поводов для травли судьи системой. Всего в отношении Зубкова набралось больше двух десятков жалоб. 


«Юристы всей страны читали решение Зубкова о сносе пристройки и знают, что оно законное. Выселяли Павличенко не из квартиры, а из пристройки, которая была построена без согласованного проекта и попросту не могла быть принята в эксплуатацию. Да и находилась пристройка на невыделенной Павличенко земле, а, значит, была самозахвачена. Судьи страны также могли найти решение Зубкова в реестре, а это им знак: не идите против системы. Ведь уже после гибели судьи Высший специализированный суд отменил его решение по Павличенко. У донецких судей  преимущество во времени — они давно принимают существующее положение вещей как данность. Вот судья Цукуров из Ворошиловского райсуда Донецка или, к примеру, судья Донецкого апелляционного административного суда Миронова в делах по землеотводам, аналогичным делу Зубкова, выносят явно незаконные решения. Но на это никто не реагирует, несмотря на все наши жалобы» — отмечает Кашкевич.
Не 37-й год, но…
О чем-то подобном рассказывал два года назад в интервью журналистам исполнительный директор Украинского Хельсинского союза Владимир Яворский. Правозащитник сетовал, что все жалобы общественников на судей в Высший совет юстиции и Высшую квалификационную комиссию не давали никакого результата. При этом, ВСЮ рассматривала жалобы судей со стороны прокуратуры «как судейское Гестапо»: за 2011 год было подано более трехсот прошений об отставке за нарушение присяги. Больше чем за все годы Независимости! Яворский тогда назвал этот процесс «целенаправленной чисткой» среди судей с собственной позицией.
Большинство же судей покидали свои кресла, уступая места более ловким конкурентам, и по вовсе банальным причинам. Одни поспешили на пенсию, боясь в условиях законодательной нестабильности потерять привычный уровень выплат в плане выходных пособий и пенсий. Другие — чтобы избежать увольнения «по статье». Или, того хуже, чтобы не сесть за решетку.
В первом случае, речь идет о, наверное, самом одиозном в истории Донецка судье - Викторе Ивашуре. Председатель Ворошиловского райсуда подал заявление об уходе незадолго до того, как Высший совет юстиции рассмотрел предложение о внесении представления о его увольнении с должности. Уголовной же ответственности удалось избежать судье Киевского райсуда Донецка Юрию Выродову, который согласился на заслуженный отдых сразу после того, как его поймали на взятке в 20 тысяч гривен сотрудники милиции.
Вот примерно таким образом и сложился тот судейский корпус, который ныне вершит правосудие во всей Украине.
Показательно, что на протяжении 2011-2012 гг. в Высшую квалифкомиссию судей поступило более 28 тыс. жалоб и заявлений на поведение судей. По этим жалобам 287 судей получили взыскания и были привлечены к дисциплинарной ответственности, а в отношении 23 судей было внесено представление об увольнении за нарушение присяги. При этом, на проделки абсолютно преданных системе судей власть всегда смотрела сквозь пальцы.
Было бы смешно, если б не было так грустно
К примеру, скандально известный жрец Фемиды из все того же Киевского райсуда Виктор Попревич априори не может нарушить присягу судьи по той простой причине, что… давал он ее уже несуществующему государству! И пусть в 1992 году СССР уже не было, но присягал Виктор Михайлович на верность именно Советскому Союзу и социалистическим идеалам.
В этом свете каким-то изощренным издевательством выглядит специфический патриотизм Попревича, украсившего уже в период Независимости вход во двор своего дома двумя бюстами коммунистических вождей Сталина и Ленина, водруженных прямо по обе стороны кованых ворот. Более того, судья с присущим ему специфическим юмором заменил табличку на стене своего дома, переименовав название родной улицы Олимпийской на единственный в своем роде Тупик коммунизма. 
На фото бюст Ленина у ворот во двор дома судьи Попревича
Вообще цинизм многих «донецких» судей у неискушенного человека может вызвать настоящий шок и сомнения в адекватности служителей закона в целом.
Несколько дней назад судья Донецкого окружного административного суда Евгений Мезенцев пожаловалсяжурналистам на скромные зарплаты вершителей правосудия и выразил уверенность, что в суде люди работают прежде всего за идею. А ровно год назад председатель Совета судей Украины Ярослав Ярмолюк во всеуслышанье заявил, что 99% украинских судей в своих действия руководствуются законом.
Интересно, какой реакции на подобные высказывания ждут от рядового украинца их авторы? Может быть, это явное издевательство над своим работодателем в лице украинского народа? И не свидетельствует ли это об определенных проблемах с психикой у некоторых стражей правосудия?
Немножко Фрейда
Известному донецкому адвокату Татьяне Матяш не понаслышке известно, что многие судьи в Донецке регулярно обращаются за помощью к психотерапевтам.
«Украинским судьям живется не так беззаботно, как представляется обывателю. Ведь они же, по большому счету вершители людских судеб. Кроме того, они заложники существующей системы. Зачастую им страшно брать взятки, так все они, по сути, ходят под дамокловым мечом: сегодня разрешают брать, а завтра запретят. Помню, в 2010 году было такое, что за один месяц в Донецкой области поймали на взятках около ста судей, по несколько человек в день попадалось. Почти всем в итоге удалось откупиться, но некоторые из них получили условные сроки, а на прежнее место работы не вернулся никто. Правоохранители тогда выполняли, так сказать, госзаказ на аресты судей. Таким образом, власть проложила дорогу молодой, более лояльной к ней поросли судей», — поделилась информацией с автором этих строк адвокат.
Более резка в своей характеристике большинства «донецких» судей Наталья Кашкевич: «Им внушили, что они элита, и в этом их трагедия, — отмечает она. - Подтверждения своей элитарности в отношении людей к себе они не находят — их не уважают, перед ними не преклоняются. Когда судья начинает конкурировать с участником процесса в том, чьи ноги длиннее, чья одежка круче — это конец судебной системе. А таких случаев я видела достаточно. Посмотрите, в каких нарядах приходят иные женщины-судьи на заседания! За счет внешнего лоска и стремления к роскоши они пытаются компенсировать свою умственную и духовную неполноценность».
И с правозащитницей трудно не согласиться. Особенно если вспомнить те фотографии, которые однажды не постеснялась выложить в социальные сети Виктория Джарты — заместитель председателя Хозяйственного суда Киева.
На фото судья Виктория Джарты
На фото молодая судья хвастается отдыхом на дорогих курортах и щеголяет в дорогих шубах. Одно из изображений -  в весьма откровенном платье и чулках, пьет дорогое шампанское прямо из горлышка бутылки, а рядом на столике подозрительный белый порошок. Заметим, что первым трудоустроил уроженку Донбасса Джарты в Киев своим указом президент Янукович. А нынешней бессрочной должностью судьи Виктория обязана уже Высшему совету юстиции. До апреля 2010 года Джарты работала в Донецком апелляционном хозсуде.
Деньги превыше всего!
Сегодня в Киевском апелляционном суде трудится коллега и земляк Джарты — Сергей Гончаров. Его карьера не менее стремительна, чем взлет дочери покойного премьера Крыма. Сергей Августович является бывшим судьей Хозсуда Донецкой области. В конце 2011 года Гончаров указом Януковича переводится на должность судьи Хозяйственного суда города Киева, а уже осенью 2012 переходит на нынешнее место работы. Мировоззрение и образ мыслей сего служителя Фемиды, по мнению автора статьи, как нельзя лучше подходит для завершения образа «донецкого» судьи.
Во время подготовки одной из своих статей автор этих строк обратился за комментарием к основному фигуранту своего журналистского расследования — судье Гончарову. В материале шла речь о том, как мошенники в донецких судах незаконно лишают двухкомнатной квартиры в Донецке жену и родную дочь Гончарова. Из слов самих потерпевших и по документам, выходило, что руководит всем процессом отъема недвижимости сам глава семейства из столицы.
На фото судья Сергей Гончаров безмятежно смотрит в будущее
Велико же было удивления автора статьи, когда с самого начала беседы Гончаров предложил ему за молчание сначала 12, а затем и 15 тысяч гривен. После того, как в ответ на предложения судьи поступил отказ, Гончаров начал откровенно стебаться над вопросами, сопровождая свою речь фамильярностями и нецензурными выражениями. Судья никак не мог взять в толк, что не все в этом мире продается и покупается.
После обнародования автором записи разговора с Гончаровым в Сети, судья удивил еще больше. Разбив в пух и прах сомнения некоторых скептиков в подлинности аудиозаписи, Гончаров дал интервью одному из донецких сайтов. В нем судья попытался оправдать себя и перевести все проблемы, поднятые в статье о вероломном отъеме имущества отцом у собственной дочери, в разряд семейных разборок. При этом, ему и в голову не пришло, что после откровений Гончарова никаких других комментариев сознательному слушателю уже не нужно.
Главным перлом в беседе судьи с автором данных строк была фраза — «Дорогой, все, что у нас есть — все в деньги упирается». По-видимому, в этой сакральной фразе кроется один из основополагающих принципов, которыми руководствуются в своей деятельности «донецкие» украинские судьи.
На фоне всего вышеперечисленного трудно не согласиться с тем, что с таким правосудием Украина подошла к краю пропасти. Косметическими мерами здесь уже не обойдешься: правоохранительные и судебные органы власти реформировать невозможно — их нужно полностью ликвидировать и начинать все с нуля.
Название плана глобальной перезагрузки системы “Напалм” авторства Юрия Луценко наилучшим образом передает дух нового украинского времени. Была бы политическая воля у лидеров и поддержка народа…

Комментариев нет :

Отправить комментарий