В течение года представители почти 40 общественных организаций, которые присоединились к общенациональной мониторинговой кампании, будут держать под прицелом чиновников на местах - чтобы выяснить, соответствует ли их стиль жизни тем доходам, которые они официально декларируют.
За родственниками больше не спрятаться
Через год организаторы кампании «Имущественные декларации без декораций» обещают показать, кто сколько заработал, сколько потратил и кто сумел выдержать этот баланс доходов и расходов. Подобная информация должна быть доступной по закону «О доступе к публичной информации», считают активисты мониторинговой кампании. Они заверили, что первые данные появятся на сайте кампании уже в сентябре.
«Мы хотим увидеть, живут ли местные чиновники на те средства, которые они декларируют. Какой процент правдивых деклараций, а кто их заполняет как формальность»,- отмечает исполнительный директор Transparency International-Украина Алексей Хмара.
За год мониторинга обещают проанализировать декларации 400 региональных представителей власти, что,вобщем-то,немало,с учетом тех сложностей, с которыми уже столкнулись активисты. Так, по запросам копий деклараций в рамках кампании открытости местных органов власти «Знать, чтобы действовать», которую проводил Центр политических студий и аналитики совместно с Фондом развития СМИ при посольстве США в Украине, более половины местных управлений или отказались предоставлять данные, или проигнорировали запросы. Теперь же активисты мониторинговой кампании после объявления результатов будут давать чиновникам месяц, чтобы исправиться - вписать в декларации реальные суммы расходов. Если этого не произойдет, то при наличии фиксаций коррупционных деяний с этими данными будут обращаться в суды.
В середине реализации проекта законодательные требования к подаче документов несколько изменятся. Об этом рассказал во время презентации проекта «Имущественные декларации без декораций» председатель Комитета Верховной Рады по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Виктор Чумак. Он напомнил, что в мае парламентариям удалось принять четыре антикоррупционных закона. Среди основных изменений, которые появятся благодаря новым законам, можно назвать введение обязательной публикации деклараций в Интернете на официальных сайтах организаций, где работают те или иные депутаты и чиновники, публикацию названия банков и счетов, где хранятся сбережения, публикацию данных членов семей в трех поколениях (родители, супруги, дети), логический контроль за данными и сокращение минимальной суммы декларируемых доходов, подарков и расходов в 80 000 гривен (раньше было до 150 тысяч гривен). Также удалось установить исключительно уголовную ответственность за все коррупционные правонарушения. Кроме того, к уголовной ответственности теперь будут привлекать и юридических лиц, в интересах которых совершено коррупционное правонарушение.
«В этих законах говорится о всестороннем финансовомконтролеза доходами и расходами чиновников, о противодействии или предотвращенииконфликта интересов на государственной службе. Кто будет проверять эти декларации? Максимально возможный компромисс - создать специально уполномоченноеподразделение при органах власти. Что касается самого механизма контроля,хочу отметить следующее. Во-первых, декларации проверять арифметически. Во-вторых, с точки зрения логичности. Если, например, у чиновника в декларации записано, что он заработал за год 80 тысяч гривен, а купил автомобиль за 80 тысяч евро, где логика преобразования одной суммы в другую?»- отмечает политик.
По словам депутата, один из принятых законов предусматривает антикоррупционную экспертизу всех законопроектов, которые регистрируют в парламенте. «Украинское законодательство имеет в себе высокий уровень скрытоголоббизма, когда предоставляются преференции отдельным экономическим группам, лицам и бизнесу, - объясняет он. - С принятием этого законопроекта упрофильногокомитетапарламента появляется обязанность осуществлять антикоррупционную экспертизу проектов законов, поданных индивидуально народными депутатами, которая позволит снизить уровень коррупциногенности этих документов».
Правда, все эти законодательные новации вступят в силу только с 2014 года.
Единый порядок для всех
Что же происходит сегодня и насколько откровенны в своих декларациях чиновники? Отвечая на этот вопрос,первый заместитель председателя Национального агентства Украины по вопросам государственной службы Игорь Попов отметил, что декларации, восновном,доступны к просмотру любому гражданину, но он там мало что увидит.
«Декларации мало информативны, преимущественно там стоят прочерки. Потому что имущество чаще записано на других лиц, - отметил Игорь Попов. - Мало кто вообще декларирует подарки, хотя понятно, что их продолжают дарить».
По его словам, в дальнейших планах - расширение перечня лиц, которые должны будут обнародовать декларацию, и изменение места, где их будут публиковать. Потому что сегодня в законодательстве сказано, что декларации публикуют на сайтах органов государственной власти, где работает чиновник, и если какие-то из них нужно спрятать, применяется такая схема: их публикуют задним числом, не на первой странице, через ряд ссылок. Если кто-то даст запрос, то получит эту информацию, но самостоятельно найти ее по ключевым словам на сайте невозможно. Поэтому планируется создать единый веб-портал, где будут размещены все декларации. Хотя пока не ясно, где брать деньги на реализацию такой идеи.
«Страны бывшего СССР, в частности Балтийские государства, Грузия, являются примером того, что с наследием Советского Союза - коррупцией - можно бороться, - считает председатель общественной организации «Муниципальная лига Киева» Александр Федоренко.
Законопроекты по реализации государственной антикоррупционной политики действительно нужны для общества, в котором взяточничество развито как правило жизнедеятельности. Но как представитель общественности должен подчеркнуть, что ни один законопроект не будет работать без реальных шагов по преодолению коррупции, прежде всего, в административной и судебной системах.Освещение деклараций чиновников будет способствовать тому, что декларативность принципов государственной власти во внедрении антикоррупционных мероприятий перейдет, наконец, изтеории в практику. Декларации мэров и губернаторов, а также членов их семей сегодня преимущественно демонстрируют только собственно «улучшения». Если не изменить механизмов контроля за их доходами, думаю, в ближайшее время декларации руководителей разных уровней станут скромнее, но только за счет продуманной схемы их сокрытия».
Законопроекты по реализации государственной антикоррупционной политики действительно нужны для общества, в котором взяточничество развито как правило жизнедеятельности. Но как представитель общественности должен подчеркнуть, что ни один законопроект не будет работать без реальных шагов по преодолению коррупции, прежде всего, в административной и судебной системах.Освещение деклараций чиновников будет способствовать тому, что декларативность принципов государственной власти во внедрении антикоррупционных мероприятий перейдет, наконец, изтеории в практику. Декларации мэров и губернаторов, а также членов их семей сегодня преимущественно демонстрируют только собственно «улучшения». Если не изменить механизмов контроля за их доходами, думаю, в ближайшее время декларации руководителей разных уровней станут скромнее, но только за счет продуманной схемы их сокрытия».
Организаторы кампании «Имущественные декларации без декораций» отмечают, что сегодня в Украине наблюдается тотальный конфликт интересов между обязанностями публичных служащих и их личными интересами. Они уверены, что контроль за имущественными декларациями чиновников со стороны общественности способен решить эту проблему. Возможно, такая публичность действительно заставит чиновников быть более откровенными и честными. Ведь сегодня фактически нет никакой ответственности за представление служащими ложных сведений в декларациях. Им грозит лишь штраф в размере 435 гривен, и это только если они подали декларацию несвоевременно.
Комментариев нет :
Отправить комментарий