Растиражированная украинскими СМИ история о том, как бывший замглавы Госрезерва Украины Виктор Бречко украл в далекой Либерии 4 миллиона долларов, на самом деле касается еще одного (довольно известного в начале “нулевых”, но сегодня слегка подзабытого) украинского бизнесмена — Евгения Уткина. Сага о том, как один из первопроходцев отечественного IT-бизнеса занялся сырьевым бизнесом в Западной Африке и что из этого вышло может служить хорошим кейсом для исследования “История развития капитализма в Украине”.
“В современных бизнес-школах — INSEAD, Berkley, Университете Наварры, где я периодически прохожу курсы, учат не тому, как правильно вести бизнес. Там учат, как создавать правильную атмосферу. Вот чтобы ты пришел, и тебе хорошо было”.
Вкратце напомним историю в том виде как она была описана в украинских СМИ. Бывший замглавы Госрезерва Украины Виктор Бречко вместе с двумя бывшими офицерами украинского миротворческого вертолетного батальона Константином Соколовским и Александром Сибирцевым разыскивается в Либерии за мошенничество, подделку документов и хищение имущества в особо крупных размерах (либерийские СМИ сообщают, что на самом деле обвиняемых в этих преступлениях шестеро — помимо вышеупомянутых персонажей это Сергей Кондратенко (Sergei Kondratenko), Роман Тихонов (Roman Tikhonov) и Олеся Сорокина (Olesia Sorokina).
Якобы украинцы нанесли голландской компании West African Synergies Liberia (WAS Liberia) несколько миллионов долларов ущерба — в прошлом году были остановлены проекты WAS Liberia по деревообработке и золотодобыче. Бречко с помощью поддельных документов переоформил на фиктивные компании и продал несколько десятков единиц дорогостоящего оборудования и транспортных средств, а деньги, вырученные за реализацию техники, присвоил. Но преступление было обнаружено лишь в мае 2013 года, когда Бречко перестал отвечать на звонки и исчез в неизвестном направлении.
Так эта история описывается в украинских медиа. В либерийских же основной упор делается на то, что Виктор Бречко покупал у местных алмазы и с помощью украинских офицеров, входящих в контингент ООН, нелегально переправлял их в Антверпен — мировой центр обработки и торговли бриллиантами — после чего они продавались уже по всей Европе. То есть фактически речь идет о так называемых “кровавых алмазах”. Не исключено, что эти поставки осуществлялись под прикрытием официальных операций голландской компании.
После знакомства с этой историей стало очевидно, что это лишь часть правды, поскольку не верилось, что кто-то не из постсоветского пространства способен набрать в компании для работы в Либерии исключительно наших соотечественников, да еще в таком количестве. Что же касается голландского происхождения WAS Liberia, то оно не должно вводить в заблуждение. Например, у Рината Ахметова половина холдинговых компаний зарегистрирована как раз в Нидерландах. Уже после беглого анализа сайта West African Synergies становится очевидным, что эта компания, созданная в 2011 году, действительно имеет тесные связи с нашей страной, и они не ограничиваются вышеупомянутыми менеджерами “в бегах”. Голландскую компанию возглавляют Михаил Уткин (Michael Utkin) и Фрэнк МакГоверн (Frank McGovern). Карьера первого тесно связана с “Квазар-Микро” (c 2002 по 2006 годы), культурно-образовательным центром “Мастер-класс” (год был генеральным директором), KM Core (где параллельно с работой в голландской компании он уже два года числится вице-президентом). Все это проекты принадлежат отцу Михаила — Евгению Уткину.
О втором руководителе WAS Фрэнка МакГоверна Евгений Уткин лично рассказал “Инвестгазете” во время интервью 2012 года. В 1993 году именно МакГоверн начал учить украинского бизнесмена английскому языку. В итоге их знакомство переросло в бизнес-партнерство, в результате которого в Украине был создан центр изучения английского “Оксфорд-класс”.
Таким образом, с большой долей уверенности можно констатировать, что WAS и его либерийские проекты принадлежат Евгению Уткину. Что же заставило украинского бизнесмена, который еще несколько лет назад был известен как крупнейший украинский IT-предприниматель, искать счастья в далекой Либерии, да еще в итоге (пусть и косвенно) вляпаться в скандал с “кровавыми алмазами”.
В марте 2012 года Евгений Уткин заявлял: “Мне страшно, реально страшно сейчас за все то, что происходит в моей стране”. Видимо, именно этот страх и разочарование в прежнем бизнесе заставили украинского бизнесмена сменить сферу и страну своих инвестиций.
Напомним, что 1990 году главный инженер Киевского НИИ микроприборов Евгений Уткин основал компанию “Квазар-Микро”, которая вначале ввозила персональные компьютеры, а через некоторое время начала их сборку в Украине. Со временем “Квазар-Микро” стал партнером и первым представителем в СНГ таких ведущих игроков мирового IT-рынка как Intel, Oracle и Microsoft. Репутация местного гуру информационных технологий сыграла не последнюю роль в назначении Уткина в 1998 году председателем Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины. Кстати, в то время в него же входил и Виктор Бречко.
В 2004 году российская АФК “Система” Владимира Евтушенкова приобрела у Уткина 51% “Квазар-Микро” за 28 миллионов долларов. В феврале 2006 года Уткин был назначен на должность президента “Ситроникса” (IT-направление АФК “Система”). Под его руководством “Ситроникс” вышел на Лондонскую фондовую биржу с рыночной капитализацией 2,3 млрд. долларов и стал крупнейшей хай-тек компанией в Восточной Европе. Однако спустя полтора года Евгений Уткин увольняется из “Ситроникса”. Причиной стало то, что в первом полугодии 2007 года оборот российской компании упал на 20%, а ее убытки достигли 80 миллионов долларов, в результате чего глобальные депозитарные расписки на акции “Ситроникса” подешевели более чем в 2 раза. Тем не менее “Ситроникс” выкупает у Уткина еще 30% акций “Квазар-Микро” за 116,9 млн. долларов.
Начинается мировой финансовый кризис, и в июне 2009 года новая компания Уткина “Kvazar-Micro Securities” выкупает у “Ситроникс” бизнес-направление и бренд “Квазар-Микро” за 50 млн. долларов. В сентябре 2010 года Евгений Александрович создает инвестиционный холдинг КМ Core, который объединяет 12 хай-тек компаний в нескольких странах мира. Бизнесмен заявляет, что намерен вложить в них 100 млн. долларов и ожидает, что через 5-7 лет капитализация каждого из активов холдинга превысит эту сумму
Впрочем, судя по либерийскому скандалу, украинский предприниматель уже тогда решил запускать стартапы не только в сфере высоких технологий, а сделать ставку на традиционные ценности в виде сырья. В 2011 году с этой целью и была создана голландская West African Synergies.
Как пишет либерийская пресса, Виктор Бречко предложил свой проект инвесторам еще в 2009 году и получил первые 2 млн. долларов в виде займа на разведку полезных ископаемых. Бывший украинский чиновник вводил в заблуждение инвесторов о ходе реализации их проектов и паралельно наладил нелегальную добычу и скупку алмазов у местных. Свидетели утверждают, что как минимум три камня весом от 30 до 89 карат были скрыты от либерийского правительства.
Было приобретено оборудование для заготовки леса на сумму 2,2 млн. долларов. Этот бизнес в основном и курировали бывшие украинские офицеры Константин Соколовский и Александр Сибирцев. Планы были грандиозными: вложить в регион, где заготавливался лес, 50 млн. долларов, и на эти деньги создать не только заготовку, но и переработку леса в пеллеты (биотопливо), и производство электроэнергии для 50-100 тысяч домохозяйств. Предполагалось привлечь к финансированию этого проекта даже Международную финансовую корпорацию.
Однако более близкое знакомство с проектом показало, что участки, на которых предполагалось добывать лес, не содержат древесины необходимых пород и, кроме того, на 60% их территории местные жители уже ведут сельское хозяйство. Виктор Бречко пообещал инвесторам продать технику и вернуть инвесторам деньги, но выполнил это обещание лишь наполовину. То есть технику продал, но деньги поделил с командой.
Проект добычи золота выглядел более многообещающим. Здесь были получены 4 лицензии на разведку месторождений, привлечены геологи из Великобритании и Канады, а также южноафриканская консалтинговая компания. Все шло хорошо до 13 мая этого года, когда Виктор Бречко поставил инвесторов в известность, что он и его команда оставляют проект и требуют с ними расчитаться. Только тогда инвесторы выяснили, что и здесь вся техника уже продана Бречко и его командой. И когда 24 мая прокурор Монровии (столица Либерии) издал постановление об аресте трех украинцев, их уже и след простыл…
Все, что сегодня живоописует либерийская пресса, выглядит слегка трагично, но в большей степени смешно. Очевидно, что бывший глава украинского Госрезерва, которого инвестор фактически оставил без присмотра (ну не считать же в качестве таковых “мажора” и пожилого учителя английского языка), не смог ему простить подобного виктимного поведения и пустился во все тяжкие. Судя по всему, более чем 20-летний опыт собственного бизнеса и обучение в престижных западных бизнес-школах так и не научили Евгения Уткина простой истине, что критерием отбора руководителей должны быть не лояльность и родственные связи (та самая “атмосфера” или, если хотите, “зона комфорта”), а все-таки профессионализм. Особенно когда речь идет о незнакомом бизнесе в далекой стране.
Справедливости ради стоит сказать, что Евгений Александрович не одинок в своем желании искать счастья в Африке. Сегодня компанию ему, например, составляет бывший вице-премьер, глава СНБО и акционер “Индустриального союза Донбасса” Виталий Гайдук и экс-нардеп и хранитель собственности нынешнего президента Эдуард Прутник, которые пытаются добывать алмазы в Лесото. А значит, не исключено, что вскоре нас ожидают новые главы авантюрной трагикомедии “Украинцы в Африке”.
Кстати, в свете описанной выше истории West African Synergies становится ясна причина, по которой Украина в этом году не отправила в Либерию миротворческий контингент нашего Министерства внутренних дел. Ранее предполагалось, что 140 украинских миротворцев будут обучать местную полицию, охранять персонал и объекты ООН, а также морской порт и аэродром, куда доставляются грузы для миссии. Но, видимо, ООН неофициально дала понять, что ей хватает проблем с уже находящимся в этой африканской стране украинским контингентом (56-ой отдельный вертолетный отряд Минобороны численностью 275 человек плюс еще четверо военных наблюдателей и офицеров штаба миссии ООН). И не стоит страну еще больше позорить.
Комментариев нет :
Отправить комментарий